Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Естественно-географические науки

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Опубликован September 2025

14

4

Аннотация

Статья посвящена обоснованию и апробации методики решения расчётных задач по химии в
контексте персонализированной модели обучения. На основе анализа современной научно
методической литературы и практики персонализированного обучения обоснована необходи
мость разработки системы заданий, учитывающей индивидуальные образовательные траектории
старшеклассников. Предложен модуль «Химическая кинетика», включающий алгоритмы
базовых вычислений (скорость реакции, температурный коэффициент по правилу Вант Гоффа,
влияние концентрации и давления по закону действующих масс) и стратегии решения комбини
рованных задач. Показано, как переход от качественного к количественному пониманию
скорости реакции способствует формированию предметных и метапредметных компетенций.
Методика предусматривает выбор уровня сложности, систему подсказок и альтернативные
математические стратегии (степенная и логарифмическая), что позволяет учитывать различия в
темпе и стиле обучения.
Педагогический эксперимент с учащимися 9 класса включал анкетирование мотивации и
удовлетворённости результатами формативного оценивания. По данным опроса, 71% участни
ков отметили рост интереса к решению задач при возможности выбора уровня сложности; 83%
удовлетворены качеством собственных результатов, при общей успеваемости 100% и качестве
знаний 82%. Выделены причины трудностей у части обучающихся (дефицит времени на выбор
и планирование, затруднения в применении алгебраических преобразований), что подтверждает
необходимость дозированной поддержки и настройки степени автономии. Предлагаемая
методика может быть интегрирована в уроки и внеурочную деятельность, а также использована
для разработки цифровых тренажёров.
Результаты демонстрируют практическую значимость персонализации: повышение
внутренней мотивации, осознанный выбор стратегий решения и более глубокое понимание
кинетических закономерностей. Представлены рекомендации по внедрению модуля в школьную
практику и направления дальнейших исследований (масштабирование, адаптация под другие
разделы химии, валидация эффектов на расширенных выборках).

PDF