Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Естественно-географические науки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ

Опубликован December 2023

262

54

Аннотация

В данной статье рассмотрены уровень химической грамотности среди обучающихся по
специальности 6В01510-Химия КазНПУ им. Абая. На основе существующих теоретических
основ разработаны критерии оценки, измеряющие способности учащихся: а) распознавать
химические понятия (номинальная грамотность); б) определять некоторые основные понятия
(функциональная грамотность); В) использовать свои представления о химических понятиях для
объяснения явлений (концептуальная грамотность).; и г) знание химии в коммерческой рекламе
или на интернет-ресурсах (многомерная грамотность). Полученные результаты могут быть
полезны в процессе разработки новых учебных программ и сосредоточения внимания на
определенных стратегиях обучения с целью повышения химической грамотности.
Функциональная грамотность предполагает умение решать практические задачи повседневной
жизни, взаимодействие с окружающей средой, людьми, установление деловых связей, работа в
команде, становление ответственным гражданином своей страны, являясь основой знаний и
навыков, приобретенных в школе. Анализируя отечественную и зарубежную литературу, можно
сделать вывод, что формирование функциональной грамотности — задача, которую не может
решить отдельный учитель, но необходимы высокоорганизованные школьные команды
учителей, работающих в едином направлении, а феномен формирования функциональной
грамотности у подростков требует дальнейшего изучения и разработки методической продукции
как для педагогов, так и для обучающихся. Рекомендуется руководствоваться указанными
действиями при решении задач, основанных на работе с заданиями PISA, выполнении кейсовых
заданий, выполнении практических и проектных заданий. Кроме того, в ходе эксперимента было
отмечено, что работа с заданиями в результате эксперимента оказывает положительное влияние
на формирование функциональной компетентности учащихся.

PDF ()