Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Естественно-географические науки

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

Опубликован March 2025

54

14

Аннотация

В нашей исследовательской статье приведены методы организации внеклассных
мероприятий при реализации регионального компонента в преподавании биологии. В ходе
исследования был изучен содержательный аспект регионального компонента, а также
проведен теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых-педагогов.
Краеведческая деятельность не только выполняет образовательные, воспитательные и
развивающие задачи, но и способствует формированию экологической культуры учащихся,
пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, эта технология помогает регионализации и
экологизации образовательного процесса, а также реализации принципов компетентностного
обучения. Она расширяет практический опыт учащихся в вопросах охраны природы и поиска
решений актуальных экологических проблем своего региона, создавая условия для их
интеллектуального и физического самовыражения.
Включение регионального компонента в процесс профессиональной подготовки
будущих специалистов способствует повышению качества национального образования и его
интеграции с локальными материалами. Таким образом, независимо от места жительства
каждый гражданин получает возможность обучаться в контексте конкретной региональной
социокультурной среды, с учетом всех своих индивидуальных особенностей и способностей.
Основная цель данного компонента – приобщение подрастающего поколения к
материальным и духовным ценностям казахского народа, изучение и интеграция в
образовательный процесс забытых элементов традиционной культуры. Научное краеведение
направлено на выявление новых данных путем изучения местных природных особенностей.
Поскольку его реализация представляет собой сложный процесс, он требует
систематического проведения не только в учебных аудиториях, но и в рамках внеклассных
мероприятий и полевых исследований.
В настоящее время актуальной является проблема вариативности содержания школьных
образовательных программ с учетом региональных, национальных и этнокультурных
особенностей. Однако научно-методическое обеспечение диверсификации образовательных
программ остается недостаточным, в частности, оно должно разрабатываться с учетом
особенностей региона, особенно его географического положения и климатических условий.
В этом контексте в исследовании продемонстрирована эффективность использования
игровых методов, экскурсий, лабораторных и практических работ при изучении учащимися
флоры и фауны родного края.

PDF ()