В статье рассматриваются современные педагогические подходы и методы, направленные
на развитие функциональной грамотности учащихся по географии в условиях инклюзивного
образования. Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения равного
доступа к качественному образованию для всех категорий учащихся, включая детей с особыми
образовательными потребностями, и создания условий для раскрытия их индивидуального
потенциала. География как учебный предмет играет особую роль в формировании функцио
нальной грамотности, так как способствует развитию пространственного мышления, экологи
ческой культуры, исследовательских и аналитических умений. Функциональная грамотность
трактуется авторами не только как владение теоретическими знаниями, но и как способность
применять их в практических и жизненных ситуациях. Цель исследования заключается в
определении эффективных методических подходов к обучению географии в инклюзивной среде
и их внедрении в педагогическую практику. В работе использовались методы теоретического
анализа, сравнительного сопоставления, педагогического моделирования и эмпирического
анкетирования. Основная гипотеза заключается в том, что адаптация учебного процесса с уче
том индивидуальных особенностей учащихся, применение проблемного и проектного обучения,
а также использование цифровых и визуальных технологий способствует росту функциональной
грамотности. Полученные результаты подтверждают эффективность предлагаемых подходов:
использование дифференцированных заданий, адаптированных материалов и интерактивных
методов повышает интерес к предмету, развивает мотивацию, критическое и экологическое
мышление. Практическая значимость работы заключается в возможности применения разрабо
танных рекомендаций учителями географии для повышения качества обучения и совершен
ствования профессиональной компетентности в условиях инклюзивной образова-тельной среды.
ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Опубликован September 2025
3
2
Аннотация
